Установка приборов, контролирующих потребление поставляемых в дом или квартиру ресурсов, вызывает множество вопросов в плане соблюдения норм монтажа. Наибольшие трудности возникают при необходимости опломбировать счетчик электроэнергии впервые или повторно. Неверные действия могут повлечь серьезные последствия, поэтому нужно досконально изучить правила и порядок пломбировки, прописанные в законодательных актах.
Виды пломб
Чтобы избежать проблем в дальнейшем, необходимо обращать внимание на множество нюансов. Первостепенное значение уделяется элементам, блокирующим доступ к внутренним деталям счетчика и местам непосредственного подключения питающих кабелей.
Существуют разные пломбы для счетчиков, в зависимости от стадии работы с прибором.
Заводская
Установка пломбы осуществляется на предприятии, выпустившем устройство. Это гарантия того, что приспособление в рабочем состоянии и не подвергалось постороннему вмешательству. Такая пломбировка является обязательной, при ее отсутствии счетчик проходит отдельную поверку либо признается непригодным к эксплуатации.
На приборе учета электроэнергии должны присутствовать следующие элементы:
- Пломба ОТК в виде голографической наклейки. Размещается в местах совмещения деталей корпуса.
- Пломба госповерителя на кожухе. Представляет собой пропущенную через отверстия проволоку с пластмассовой или свинцовой заглушкой, на которой отражены параметры. В зависимости от вида устройства, существует срок давности установки клейма: к монтажу допускаются трехфазные счетчики, опечатанные не более 1 года назад, и однофазные – до 2 лет.
- Мастичная Госпломба. Альтернатива предыдущему варианту, также содержит данные о поверке. Отличается тем, что заливается в отверстие винта.
Пломба энергоснабжающей организации
Свидетельствует о том, что счетчик подключен по правилам и поставлен на учет. Согласно ПУЭ-7 п.1.5.13, элемент размещается на зажимной крышке устройства (клеммной коробке).
Варианты:
- Свинцовые или пластиковые с индивидуальным номером. Через специальное отверстие в корпусе и винте пропускается леска или скрученная проволока, концы заклепываются свинцом или просовываются и закручиваются на пластиковый стержень.
- Наклейки. Представляют собой прямоугольные стикеры, расположенные на нужном участке корпуса. Если сорвать или испортить такую пломбу, на поверхности проявится слово «Вскрыто», «Нарушено», «Open» или что-то похожее.
- Антимагнитные наклейки. Используются для того, чтобы выявить вмешательство в работу механизма при помощи магнитных волн.
Чтобы избежать проблем, при покупке прибор осматривается на предмет наличия заводских элементов сохранности.
Внимание! Электросчетчик обязательно должен иметь эксплуатационный паспорт, в котором содержатся необходимые данные.
Когда может потребоваться опломбировка
Процедура проводится в разных ситуациях:
- Монтаж нового устройства.
- Изменение месторасположения счетчика.
- Выявление факта нарушения целостности ранее установленной пломбы.
- Замена счетчика электроэнергии при выходе из строя, повреждении или выявлении неисправностей, которые выражаются в искажении показаний.
- Возврат механизма после поверки на заводе или в сертифицированной лаборатории.
Возможны и другие ситуации, требующие опломбировать прибор.
Куда обращаться
Чтобы опечатать счетчик и ввести его в эксплуатацию, необходимо обратиться в одну из следующих организаций:
- Управляющая компания. Если в многоквартирном доме исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг является УК, которая также выполняет управление и взимает платежи согласно ст.155 ЖК п.7, то именно она отвечает за пломбирование. Организация осуществляет взаимодействие между жильцами и энергосбытовой компанией на основании договора о поставках ресурсов.
- Товарищество собственников жилья или кооператив. ТСЖ могут ставить пломбы при условии, что на общем собрании было принято решение о заключении собственниками единого договора с ресурсоснабжающей организацией.
- Энергосбытовая компания, действующая на конкретной территории. Структура может являться самостоятельным исполнителем коммунальных услуг. Для этого необходим индивидуальный договор с каждым собственником квартиры. Такая ситуация возможна и при наличии управляющей ТСЖ и УК.
- Сетевая компания. Организация работает с частными домами и коттеджами на основании договоров.
Следует знать! Ставить пломбу должен исполнитель коммунальных услуг. Это отражено в Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 27.03.2018) п. 81(8). Если УК или ТСЖ по каким-то причинам не спешат выполнять свои обязанности, допускается обращение непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Нужно ли платить?
Пломбировать приборы учета электроэнергии требуется в соответствии с действующим законом. На основании Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 27.03.2018) п. 81(14), бесплатно запломбировать счетчик можно в таких случаях:
- Первичный ввод в эксплуатацию устройства.
- Замена на новый механизм в связи с истечением срока службы.
- Возврат прибора, который прошел поверку.
Также не требуется платить, если пломба была повреждена вследствие действий исполнителя коммунальных услуг, но это должно быть подтверждено соответствующими документами.
Платно пломбировка осуществляется в следующих случаях:
- Повторный монтаж прибора в связи с нарушением целостности элемента при самостоятельном выполнении работ.
- Электрический счетчик был поврежден потребителем или третьим лицом. Поскольку ответственность за устройство несет собственник, все расходы ложатся на него.
- Перенос счетчика на новое место по инициативе владельца.
В неоднозначных ситуациях лучше обратиться в УК, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию.
Порядок опломбирования
Для правильного выполнения процесса нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 27.03.2018) п.81-п.81(9).
Алгоритм действий:
- Собственник помещения подает заявку исполнителю в письменном виде. Указываются личные сведения (Ф. И. О., адрес, телефон), дата ввода прибора в работу, данные счетчика (номер, дата поверки, показания), информация об организации, выполнявшей монтаж. Обязательно прилагается копия паспорта механизма или акты проведенной поверки. Заявление регистрируется. Постановка на учет осуществляется в течение месяца.
- Если исполнитель не может выполнить работы в указанный срок, то он обязан в течение трех дней направить собственнику письмо о переносе монтажа (не более 15 дней).
- Прибывший для опломбировки сотрудник составляет акт. В документе указываются все данные старого и нового счетчика, место установки (с привязкой к квартире), присутствующие лица. Если имеются какие-либо несоответствия, допускается отказ в пломбировке до устранения проблем.
- Пломбы фиксируются, данные заносятся в акт, после этого документ подписывается.
Счетчик электроэнергии обязательно должен быть поставлен на учет в ресурсоснабжающей организации. При установке нового устройства изменяется графа в квитанции, где указывается индивидуальный номер прибора.
Что делать, если сорвали пломбу на счетчике?
Собственник помещения является ответственным за сохранность ИПУ, поэтому при распломбировке нужно незамедлительно обратиться в ресурсоснабжающую организацию.
Процедура:
- Счетчик следует сфотографировать. Также рекомендуется пригласить свидетелей (соседей, старшего по подъезду), чтобы подтвердить дату обнаружения и факт повреждения.
- Составляются два документа, в которых указываются все сведения и данные прибора учета электроэнергии. Один экземпляр как можно быстрее передается в управляющую организацию, другой визируется ответственным лицом и подлежит хранению.
- Создается комиссия, которая должна выявить факт вмешательства.
В зависимости от результатов проверки, ресурсоснабжающая организация производит перерасчет согласно п.62 ПП РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 27.03.2018) или налагает штраф от 100 до 300 р. (ст. 19.2 КоАП РФ).